© О.
Промптова ©
SmartMoney
Бывший завод "Московский
подшипник", расположенный в промзоне в районе "Автозаводской",
внешне мало похож на фабрику грез, где снимали "Бедную Настю",
"Не родись красивой" и "Мою прекрасную няню": Унылый фасад,
тесная проходная, полы, обитые стареньким линолеумом. Компания
"Амедиа", прославившаяся своими сериалами,
три года назад выкупила главный корпус завода за $11 млн и с
тех пор никак не может закончить его
реконструкцию.
Сегодня доходы от производства мыльных
опер и ситкомов растут не так быстро, как прежде.
"Амедиа" перестраивается на ходу - съемочные
павильоны для нее вопрос уже не первой важности.
"Нам
невыгодно оставаться только продакшн-компанией, все
права на продукт которой принадлежат телеканалу, - говорит
гендиректор "Амедиа" Игорь Мишин. - Пора
формировать собственную библиотеку прав". Мишин - человек в
компании новый, официально он принял на себя большинство
функций основателя компании Александра
Акопова лишь в конце прошлого сентября. Но у нового
гендиректора уже готов план по реформированию
"Амедиа".
Мишин не просто менеджер - он успешный
предприниматель, владелец самого прибыльного медиахолдинга
Екатеринбурга. Согласие Мишина поработать наемником удивило
рынок, где его все еще называют "уральским
медиамагнатом". Мишин, впрочем, от лестного эпитета
открещивается: "Я yже давно живу в Москве. Сейчас
географическое местоположение владельца бизнеса не имеет
значения, если все правильно организовано". В этом, возможно,
кроется одна из причин, заставивших его принять предложение
Акопова: до недавнего времени устройство бизнеса "Амедиа"
никак нельзя было назвать правильным.
В
разобранном виде
До прихода Мишина "Амедиа"
состояла из нескольких "параллельных" юридических лиц.
Например, компания "Медиа Сити", управляющая
всем имущественным комплексом, производством и постпродакшн,
работала как самостоятельная структура, по собственному
бизнес-плану. Сейчас "Медиа Cити" - структурное подразделение
ЗАО "Амедиа", управляющей компании одноименного холдинга.
Бюджет всех юрлиц консолидировали - теперь, по крайней мере,
можно поставить четкую цель на текущий финансовый год,
заканчивающийся в июне: выручка $80 млн, EBITDA - не меньше
$16 млн.
На очереди - приведение всех процессов, как
выражается Мишин, "в единую логику". Различные службы в
компании зачастую работают нескоординированно. Но структурные
изменения - это только начало. Акопов основал "Амедиа" в 2002
г., сразу после того, как ушел с поста гендиректора РТР. В
позапрошлом году 50% холдинга купила компания Access
Industries американского предпринимателя
Леонарда Блаватника. Именно на его деньги,
около $40 млн, и была построена студия на Новоостаповской
улице.
Последние два года "Амедиа" активно пытается
найти новые источники дохода кроме производства сериалов, на
которых компания сделала себе имя. План акционеров -
сделать из компании мейджора, подобного Sony
Pictures или Time Warner. Новых направлений, которыми
собирается заняться "Амедиа", десятки - от звукозаписи до
производства широкоэкранного кино и мультфильмов.
Александр Роднянский, президент компании "СТС
Медиа", давнего заказчика "Амедиа", сомневается в том, что
российской компании удастся реализовать столь грандиозный
замысел. "Они просто несколько механистично пытаются
претворить опыт западных мейджоров. Это вряд ли возможно, -
рассуждает он. - На Западе каналы являются всего лишь
транспортным средством. А в России телеканалы и есть
мейджоры, они концентрируют программные права и творческие
ресурсы".
Роднянский полагает, что у
независимых производителей есть всего два пути: самим стать
вещателями или быть купленными телеканалами. "СТС Медиа",
кстати, некоторое время назад делала "Амедиа" предложение о
покупке. Пока переговоры ни к чему не привели.
Не
получится с "СТС Медиа" - "Амедиа" поищет других партнеров.
Мишин подумывает о запуске платного
телеканала - российского аналога американского
Home Box Office (HBO), давшего жизнь
знаменитому сериалу "Секс в большом городе". "Амедиа" готова
инвестировать в этот проект $200 млн. "Я думаю, что 2007-й
будет годом проработки бизнес-модели и оценки перспектив
такого бренда, - рассказывает Мишин. - Новый телеканал станет
площадкой для более дорогого и качественного продукта, чем
производится сегодня".
Сегодня средняя цена за
час контента колеблется от $60 000 до $200 000 в
зависимости от жанра, времени показа и т. п., а для "русского
HBO" Мишин надеется поставлять сериалы по $300 000-400 000 за
серию. Существующим отечественным платным каналам такие
затраты на программирование и не
снились.
Медленные
серии
Рынок телесериалов,
которые так хорошо умеет снимать "Амедиа", уже не может
обеспечить быстрого роста бизнеса. В прошлом году телеканалы
закупили сериалов на $300 млн. Однако премьер в этом жанре
будет немного. По прогнозам "Амедиа", доля премьерных
показов с нынешних 30% упадет до 22-25% в общем
объеме сериального вещания. Каналы будут все чаще показывать
передачи прошлых лет из собственных библиотек.
Производство становится все дороже из-за
растущих зарплат актеров, операторов, режиссеров и
сценаристов. Продукт "Амедиа" и так стоит дороже, чем у
конкурентов. Но теперь цены вряд ли удастся поднимать быстрее
чем на 10-15% в год: у пионера сериальной индустрии сегодня
много конкурентов. На 2007/08 г. "Амедиа" запланировала рост
уже не на 50%, как в прошлый сезон, а на 30%. У компании
слишком высокие затраты. "Сейчас мы расходуем $0,80-0,85 на
каждый доллар оборота. Должны выйти на $0,75", - рассказывает
Мишин.
Он известен как крайне жесткий управленец. Его
подход - платить зарплату не выше, чем у конкурентов, и
требовать при этом работать по 14 часов в день без выходных.
Люди должны работать не за деньги, а ради морального
удовлетворения, получаемого от престижной работы, считает
он.
От выпуска сериалов компания не откажется,
но несколько изменит подход к их производству и
продаже. Сейчас "Амедиа", как и другим студиям, на
большинстве своих продуктов удается "наварить" не более 13%
прибыли. Но с прошлой осени компания начала работать над двумя
сериалами, которые будут показывать не ежедневно, а раз в
неделю, - "Судебной колонкой" и
"Притворщиками". Они примерно в 2 раза дороже
привычного нам "мыла", поэтому выгоднее
производителю.
Вопреки сложившейся практике, когда
телеканал выступает заказчиком и основным инвестором
программы, "Амедиа" собирается предлагать эти сериалы
как собственный продукт. Это позволит после премьеры
оставить права за собой. Цель "Амедиа" - создать
собственную библиотеку, на которой западные мейджоры
зарабатывают львиную долю своих доходов.
"Сложно
представить, чтобы продакшн-компания смогла накопить
значительную библиотеку на длительных сериалах", - вновь полон
скепсиса Роднянский. Но Мишин настроен решительно.
"Амедиа" намерена создавать оригинальные продукты, а
не снимать форматную "вторичку" по лицензии западных
мейджоров.
Во-первых, за каждую серию
лицензионного телеромана надо платить от $5000 до $20 000.
Во-вторых, такой сериал нельзя оставить у себя в библиотеке.
"Обычно за покупку права на формат бьются телевизионные сети,
чтобы потом нанять такие компании, как "Амедиа", в качестве
продакшн-студии. А нам это невыгодно", - заключает
Мишин.
Если дело выгорит, "Амедиа" сможет
продавать свои программы в Восточной Европе и Азии. И
больше зарабатывать на продакт-плейсменте.
Полтора года назад "Амедиа" организовала отдел продаж скрытой
рекламы, но пока это не слишком хороший бизнес. "Амедиа"
получает максимум 50%, остальное забирает телеканал. Теперь
будет по-другому - уж что-что, а рекламу Мишин продавать
умеет. В этом Акопов может полностью положиться на нового
управленца.
Уральское
средство
"Игорь Мишин - великолепный
организатор, - говорит Акопов. - Он построил в Екатеринбурге
один из самых мощных в творческом и финансовом плане каналов в
России".
"Четвертый канал был запущен
в 1991 г. Первый уральский частный телеканал позиционировался
как независимый от политических и прочих влияний. Мишину
действительно удавалось все эти годы сохранять относительный
нейтралитет. При этом "Четвертый", занимая в регионе лишь
пятое место по охвату аудитории, продает рекламы больше всех.
По данным уральского агентства "Телец Видео
Интернешнл, этому каналу достается 17% от $27,5 млн
телерекламного рынка в Екатеринбурге.
"Тельца", кстати,
также основал Мишин. Однако не стоит подозревать оценки
агентства в предвзятости. В 2001 г. долю в нем купила "Видео
Интернешнл", ревностно следящая за качеством исследований
медиарынка. Сейчас "Телец Видео Интернешнл" превратилось в
крупнейшего продавца рекламы в регионе: через агентство
проходит около 60% рекламных бюджетов. Оборот медийных
компаний, в которых Мишин является владельцем или
совладельцем, по его собственным оценкам, достигает $30 млн.
"При этом надо понимать, что на сегодняшний день региональная
телекомпания, продающая на $5-6 млн рекламы в год, - это
суперуспешный проект", - добавляет он. В 2002 г. Мишин
перебрался в Москву. Поначалу занимался чисто общественной
деятельностью (сейчас он занимает пост вице-президента
Национальной ассоциации телерадиовещателей).
Однако вскоре это вылилось во вполне конкретный бизнес-проект.
В 2005 г. Мишин объединил вокруг себя независимые телеканалы,
не успевшие войти в те или иные телевизионные сети, и создал
Национальный телевизионный синдикат (НТС).
Сейчас членами синдиката являются 42 телекомпании.
В
этом проекте у Мишина уже знакомый партнер - "Видео
Интернешнл". На первом этапе задача синдиката -
централизованно закупать контент, чтобы потом транслировать
его членам синдиката по 10-11 часов в сутки, и так же
централизованно продавать рекламу. Поначалу это делалось по
бартерному соглашению с "Видео Интернешнл" и "Первым каналом".
В перспективе синдикат может взять на себя управление
региональными компаниями. Результаты первого года работы,
правда, оказались несколько хуже, чем ожидалось: оборот НТС
составил $4,5 млн вместо запланированных $5,5-6 млн. Но в
целом Мишин доволен: "Это одна из последних возможностей
создать на российском телевизионном рынке новую эффективно
работающую конструкцию, кроме сетей".
В мае 2006 г., в
самый разгар работы над проектом НТС, Мишину и поступило
предложение возглавить "Амедиа". Он раздумывал долго, больше
четырех месяцев. Зато, согласившись, принялся работать с
невероятной скоростью.
Рост в
сторону
"Амедиа" уже успела снять первую
"несериальную" программу - "Вечер с Тиграном
Кеосаяном", которая выйдет в эфир
"Рен-ТВ" в марте. Кроме того, "Амедиа"
выпустила анимационную пародию на
суперуспешный сериал "Не родись красивой" под названием
UmaNetto (некоторые серии показывали и в
эфире телеканала СТС). Из сети мультик скачали 3 млн человек,
но "Амедиа" пока на этом ничего не заработала - это вопрос
будущего. Сайт nonstoptv.r, где можно скачать
короткие развлекательные видеоролики, тоже пока прибыли не
приносит, но у Мишина на него самые радужные
планы.
Другой новый проект "Амедиа" - агентство
Protégé Management, представляющее интересы актеров,
сценаристов и прочих людей мира кино. В этом проекте "Амедиа"
консультировал экс-президент Paramount Pictures Television
Гарри Марензи.
"Это правильный путь. С
творческими людьми гораздо удобнее работать через агентство,
которое берет на себя всю юридическую работу", - считает
Тимур Вайнштейн, генпродюсер и соучредитель
компании "Леан-М", одного из конкурентов
"Амедиа". По словам Вайнштейна, "Леан-М" уже воспользовалась
услугами Protégé Management, заключив договор "по нескольким
режиссерам и сценаристам".
"Леан-М", кстати, выбрала
другой способ входа на смежные рынки. В конце прошлого года
51% этой компании купила Sony Pictures. "Все
новое, что мы будем развивать, мы будем развивать вместе с
нашими новыми партнерами. Мы не будем так просто в это
бросаться", - говорит Вайнштейн.
Превращение в мейджора
собственными силами - задача действительно не из легких.
Далеко не все новые проекты "Амедиа" удалось претворить в
жизнь. Так и не создано СП с Warner Music, о котором как о
фактически решенном деле в прошлом году говорил Акопов. Он
даже называл имя будущей компании - Warner Amedia Music.
"Амедиа" планировала инвестировать в этот проект $2-3 млн. Но
потом передумала.
"Сейчас никто не знает, в каком
направлении будет развиваться музыкальная индустрия в мире.
Поэтому мы приостановили переговоры", - объясняет Акопов. В
комплексе "Медиа Сити" на "Автозаводской", строительство
которого планировалось завершить еще в 2005 г., действует лишь
9 павильонов из запланированных 14. Самый последний из
заявленных проектов - строительство студии в Ступинском
районе, в которое был готов вложиться партнер Акопова Леонард
Блаватник, - тоже, вероятно, не состоится. Мишин не уверен,
что эта студия необходима, учитывая, что очень многие компании
ринулись строить студии. Быть может, дешевле и надежнее
арендовать павильоны у них?
"Амедиа" не оставляет
планов снимать 12 полнометражных фильмов в год. Впервые об
этом было заявлено еще два года назад, но первый фильм, причем
не "настоящий", а анимационный, выйдет только в августе 2007
г. В конце прошлого года "Амедиа" купила студию
"Гала", у которой был почти готов
3D-мультфильм "Кракатук".
"Все идет
медленнее плана, но по плану", - утверждает Акопов. Сдав
"Амедиа" на руки Мишину, Акопов начал преподавать во ВГИКе. Он
набрал две группы (сперва планировал одну, но желающих
оказалось очень много). "Чем больше желающих, тем лучше", -
говорит Акопов. Главная проблема индустрии, по его мнению,
нехватка кадров. Из-за которой, например, у "Амедиа" до сих
пор ничего не вышло с кино.
Ольга
Промптова
Оригинальное название статьи "Смена
декораций"
Источник информации: SmartMoney
|